Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Обо мне и Насреддине...

Я никуда не делся, просто работаю и ничего практически не успеваю готовить... Чтобы меня совсем не забыли, выложу пока одну из притч про шутника Насреддина.

Кавушем по чинушам



Седые старцы говорят, что в древней Бухаре жил много лет тому назад чиновник при дворе. Он сладко ел, и сладко пил, и очень денежки любил. Построить дом, купить чалму, продать мешок зерна – за разрешением к нему. На все своя цена. Он очень жаден был и глуп, за все он взятки брал. От загребущих его рук народ уже стонал.
Рисунок заслуженного художника Республики Узбекистан Алишера Аликулова

Но вот в прекрасный день один с котомкой, налегке, в тот город въехал Насреддин верхом на ишаке. Его зовут: «Келинг-келинг!», друзья все собрались. За дастарханом Насреддин расспрашивал про жизнь.

– Эх, – говорят ему, – Ходжа, замучил город весь мирза. Чиновник этот толст и глуп, надменен как Вселенной пуп. К тому же жаден он и скуп, с простым народом груб. Вот как он обобрал Мусу: бедняк буквально по грошу всю жизнь своим трудом копил на новый дом. А тот за разрешенье забрал все накопленья. Теперь вот разрешенье есть, но не на что Мусе поесть, не то что строить дом. Вот так вот и живем…
Друзья вздохнули, а Ходжа в раздумье опустил глаза.
– Так он за медную таньгу готов продать хоть друга? Что ж, землякам я помогу и накажу хапугу.

Уже наутро Насреддин, когда проснулись все, пристроив на седле хурджин, отправился к мирзе. Вот въехал на осле во двор, где слушают дела. Мирза кричит:
– Что за осёл привел сюда осла?
И отвечает Афанди:
– Постой, хозяин, погоди! За разрешеньем я пришел, хочу построить дом.
– Зачем ты к нам осла привел? Ослами не берем. За разрешение плати, а денег нету – уходи.
Ходжа ему ответил так:
– Все будет, господин.
Он достает простой медяк, кладет его в хурджин. И видит сей чиновный муж – его проситель вдруг снимает правый свой кавуш и чмокает в каблук. И говорит:
– Был ты простой, теперь ты станешь золотой.
Едва промолвил фразу эту, сует ладонь в хурджин, и (ловко подменив монету), он достает алтын. От удивления мирза едва не уронил глаза. Тут завертелся он как уж, к хурджину подбежал и, сходу выхватив кавуш, Ходже он приказал:
– А ну-ка, отойди, дурак, Проверить надо твой башмак.
Мирза кричит:
– Эй, мой слуга, возьми в казне мешок таньга, скорей сюда неси и все в хурджин грузи.
Хурджин до края полон уж, глаза мирзы горят. Целует стоптанный кавуш он десять раз подряд. Но тут промолвил Афанди:
– Мирза, немного подожди! Прости, я не успел сказать, кавуш этот с секретом, – его ты должен целовать за каждую монету. Но надо очень постараться и до заката сделать это, иначе в камни превратятся все твои медные монеты.
– Чтоб я отдал мешок таньга? Ишь, раскатал губу! Скорее у осла рога появятся на лбу!

* * *
Уж солнце поднялось в зенит, но, предвкушая куш, мирза под деревом сидит, слюнявит все кавуш.
У Афанди свои дела – он время не терял, нашел такого же осла, хурджин похожий взял. Насыпал он в хурджин камней – и поспешил к мирзе скорей.
Нрав своего осла он знал, а потому все рассчитал.
Осел стоять не пожелал на солнце целый день. И со двора он убежал: искать погуще тень.
– Вайдод! – скулит мирза, – Вайдод! Обчистили, жулье! Ах, неужели пропадет все золото мое?
Но тут Ходжа во двор вошел и за собой осла привел:
– Его я за углом поймал. Он далеко не убежал. Чтоб не испытывать судьбу, я привяжу его к столбу.

* * *
Садится солнце за мечеть, луна уже встаёт.
– Мирза, пора в хурджин смотреть, ведь деньги любят счёт.
От радости душа поёт – счастливейший из дней! Но вместо злата достаёт он пригоршню камней.
– Эх, видно не успел, ака. Еще один бы чмок… Теперь получишь из мешка лишь гальку да песок.

Всю эту ночь мирза стонал, прижав хурджин к груди. И долго город хохотал проделке Афанди. Властитель Бухары узнал про этот шум и гам. К ответу подданных призвал:
– Что происходит там?
Пришлось ему все рассказать. И, насмеявшись всласть, велел эмир мирзу прогнать, чтоб не позорил власть.
А деньги из хурджина все Ходжа отдал на дом Мусе. Бедняга чуть не плачет – кавуш принес удачу!

Так Насреддин для всех чинуш урок хороший дал. А стоптанный его кавуш в историю попал. С тех считают все у нас – поможет Афанди. Потрешь кавуш хотя бы раз, – удача впереди.

Это был рассказ, написанный Валей Ахмеровым (Ташкент), для конкурса «Правый кавуш Ходжи Насреддина», организованного Агентством «Новости от Насимова» совместно с Туристским агентством «Advantour», с помощью Фархода Ниязова, Алишера Аликулова, Тимура Мусина и поддержке сети ресторанов Caravan Group.

Валей Ахмеров был удостоен Дипломом I степени и Главным призом – двухдневной путевкой на двоих в Бухару от туристского агентства «Advantour».


Если кому интересная церемония награждения участников конкурса, то немного можно прочитать на форуме.
_________________________________________
promo rifat september 4, 2009 13:58 4
Buy for 10 tokens
Спрашивайте в комментариях тут или в любой теме. Не люблю личек.

А раньше тут была Тезиковка...

«Тезиковка» (более раннее название «Тезикова дача») — район Ташкента, в месте расположения (пересечения) улиц Першина, Стародубцева и Буденного, в котором на берегу реки Салар ещё с дореволюционного времени располагался вещевой и «птичий» рынки. Имел репутацию одного из самых жутких, бандитских районов города Ташкента.

Считается, что название этот район Ташкента столичной окраины пошло от фамилии русского купца Тезикова, вокруг дачи которого и разросся этот знаменитый рынок, и что он основал в пригороде Ташкента кожевенное производство, на котором работали российские переселенцы. Они же построили рядом свой «Шанхай» — поселок с небольшим базаром. Также «история» приписывает господину Тезикову владение некой мельницей, стоявшей на берегу канала Салар, но факты и документы утверждают, что эта мельница принадлежала другому знаменитому ташкентцу — купцу И. И. Первушину, который ещё в 1866 году открыл первый в Средней Азии винокуренный завод в районе Ташкента, ныне именуемом «Первушка». Известно, что после октябрьской революции мельницу разобрали по частям.



После революции рынок «Тезиковка» получил новое название — «Первомайский» рынок на улице Першина, хотя общественная привычка сохранила за ним старое, прижившееся, название, под которым он неофициально просуществовал Collapse )

По следам Македонского

Когда мы беседовали с хозяином базы, в разговоре он упомянул о кишлаке, расположенном прямо по выезду с базы на главную дорогу. По его словам в этом селении некогда были расположены войска Александра Македонского - их оборонительная крепость. Кроме того, там есть дерево, которое посадил чуть ли не сам Макендонский.



И вот, выезжая на главную трассу по пути домой, мы все же решили Collapse )

Традиции в искусстве

"За невестой" - так называется картина Рахматуллаева А., представленная на VI Ташкентской Международной Биеннале современного искусства.



На картине отображена одна из традиций Узбекистана - приезд жениха за невестой. Это отдельное мероприятие, когда перед свадебным вечером, жених с группой друзей приезжает в дом невесты. В современном варианте это выглядит примерно так: собираются друзья на нескольких автомобилях, обычно арендуются красивые однотипные машины.

Вся эта эскадрилья подъезжает к дому невесты, друзья с женихом выгружаются на некотором расстоянии от дома, впереди процессии идут музыканты с национальными инструментами "карнай-сурнай". Жених идет в окружении друзей, иногда перед ними танцуют 1-2 молодых неженатых парней.

В доме невесты для женихов подготовлен праздничный стол. Друзья трапезничают, и в конце трапезы заносится "плов жениха", который отведывает каждый друг с рук жениха. Затем идет шуточный "торг" за золотошвейный чапан, который жених надевает и в таком наряде забирает невесту...

В мероприятии еще есть много разных моментов, которые нужно смотреть отдельно...

"Али Баба" без разбойников...

Есть такая восточная сказка "Али-Баба и сорок разбойников", в которой молодой Али-Баба, работая лесорубом, неожиданно узнает тайну волшебной пещеры, где разбойники прячут свои сокровища, и сказочно обогащается...



Но в этот раз рассказ не про сказочного персонажа, а про Collapse )

Инфа для москвичей

В Москве после выставки находится ножевенник из Узбекистана Хайрулло Абдурахимов.



Если есть желающие приобрести ножи, то у него осталось некоторое количество экземпляров. Он будет еще пару дней в Москве. Кому интересно скиньте телефоны в личку или в комменты. Завтра вечером он со мной свяжется и я передам ему ваши контакты, далее сами обговорите где встретиться...

В общем такие вот дела...

Суп с Машей...

Мошхурда, машхурда - суп с машем и рисом, одно из старинных вариантов узбекских блюд, которые готовят часто, в обыденные дни и встречая гостей... Это очень вкусный и полезный суп, пришедший к нам, скорее всего, из уйгурской кухни.



Collapse )

Самарканд галопом... Немного о Регистане.

Пожалуй самое известное и посещаемое место Самарканда - это площадь Регистан.

Регистан (от рег — песок и стан — место; буквально — место, покрытое песком) — название главных площадей в городах Среднего Востока. Наиболее известна площадь Регистан в центре Самарканда благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Collapse )