Рифъат Ирмухамедов (rifat) wrote,
Рифъат Ирмухамедов
rifat

Categories:

О Троицком селе

Исправляюсь. Показываю забытую мной экскурсию по городу Чирчику. Текст не мой.

К северо-востоку от Ташкента по дороге в Чимган раскинулся большой промышленный город Чирчик. На сегодняшний день в черту города входят также несколько старых поселений, расположенных вокруг. При въезде в город со стороны Ташкента у дороги стоит красивое, построенное из кирпича церковное здание – это церковь бывшего села Троицкое.



Троицкое расположилось на правом берегу реки Чирчик,в 30 км от Ташкента, близ разрушенной кокандской крепости Ниязбек.

Первыми его жителями были переселенцы из разных губерний Европейской России, отчасти из Сибири и Семиреченской области. Поздний приход на место поселения не позволил крестьянам сделать яровые посевы. Некоторые семьи ещё и до этого по полтора-два года блуждали по Западной Сибири и другим местам, проживая последние крохи, собранные на дорогу после продажи имущества на родине. Удивительно, но несмотря на все трудности, в маленьком, только начинающемся, голодающем посёлке уже спустя три месяца после его основания, в сентябре, открывается школа. Она содержалась частным образом и занимала одну комнату в доме местного сельского старосты. В этой же комнате помещался и учитель Белоцерковский – бывший ученик Ташкентской мужской гимназии. Учитель Белоцерковский относился к своему делу не только с полным усердием и сердечностью, но и со значительным самоотвержением. Для детей он был не только учителем и воспитателем. Школа ежемесячно получала из Ташкента от частного лица 40 рублей, из которых 10 рублей учитель уделял на различные нужды школы, а на остальные деньги ежедневно готовили обед, который во время большой перемены подавала хозяйка дома, жена старосты, и тогда все учащиеся, вместе с учителем, с деревянными ложками садились за общий стол. Кроме того, Белоцерковский приложил большие усилия к приобретению для ребят одежды, причём одинаковой формы. Благодаря ему к новогодним праздникам все мальчики имели красные рубашки и синие штаны, новые шапки, полушубки и сапоги, а девочки – новые сарафаны, платки, тёплые шубейки и башмаки. Учитель одновременно был и сельским писарем. И эту свою обязанность он исполнял самым прилежным образом. Он прекрасно, иногда лучше самого старосты знал не только состав каждой семьи, но и трудолюбие хозяина, его нужды и дела. Он знал кто и сколько запахал земли, кто куда отлучился из посёлка, кто неравнодушен к водке (к чести крестьян только один из жителей села любил «зашибать»). Учитель выполнял у жителей села и обязанности фельдшера. Если кто-нибудь в посёлке заболевал, Белоцерковский шёл к больному, ставил свой диагноз и давал лекарства из имевшейся в его распоряжении небольшой аптечки. Видимо, вполне успешно, так как больные с доверием обращались к нему. Учитель жил одной жизнью с поселянами. Наконец, Белоцерковский нёс, как отмечалось, «исключительно из своих личных побуждений», и обязанности дьячка. В посёлке ещё не было ни церкви, ни священника, был лишь небольшой молитвенный дом, куда по звуку колокола в праздничные и воскресные дни собирались поселяне. Здесь учитель читал положенные молитвословия, некоторые из них исполнял хор под его руководством. Он также объяснял значение или историю праздника и проводил нравственные беседы.

В 1894 г. жители Троицкого составили общественный приговор о построении в своём селе храма. Туркестанской духовной консисторией 11 сентября 1895 г. на имя крестьянина Димитрия Демиденко была выдана книга для сбора пожертвований в пределах Туркестанской епархии на построение храма в Троицком. 14 июня 1896 г. жители села получили благословение епископа Туркестанского и Ташкентского Никона на постройку молитвенного дома и приступили к делу.

Они располагали к тому времени 600 рублями общественных денег, а также 319 рублями, собранными по сборной книжке. Начатая 20 июня постройка молитвенного дома к 1 февраля 1897 г. была окончена, а 9 февраля был освящён новый молитвенный дом во имя великомученика Георгия Победоносца священником Евстафием Любимским совместно со священником Константином Стоберским, который 20 мая 1896 г. был направлен в село Троицкое первым священником.

Молитвенный дом был построен из сырцового кирпича под земляной крышей. Он представлял собой одну комнату длиной 17,5 и шириной 7,5 аршин. Пол был выстлан жжёным кирпичом, в алтаре пол был деревянный. Довольно изящный иконостас был сделан в мастерской Ташкентского городского четырёхклассного училища, иконы были написаны местной художницей-любительницей Лепёхиной. Здание этого молитвенного дома сохранилось.
После установления Советской власти в нём располагался сельсовет, затем школа № 2, позднее магазин стройматериалов. Этот молитвенный дом служил жителям села на протяжении почти четырёх лет, пока не был построен новый храм. В 1897 г. гражданским инженером В.С. Гейнцельманом был составлен проект нового церковного здания для села Троицкого.



8 сентября 1898 г. с благословения епископа Туркестанского и Ташкентского Аркадия была совершена закладка нового храма. Выбор места для церкви был весьма удачным, вскоре здесь оказался самый оживлённый центр не только посёлка, но и восточной территории Ташкентского уезда. Через два года с небольшим строительство было окончено.



Строился храм на деньги, выделенные генерал-губернатором А.Б. Вревским, и на добровольные пожертвования. 23 ноября 1900 г. была освящена новая церковь во имя Георгия Победоносца.



Троицкая церковь по общей композиции и силуэту значительно отличалась от других церковных сооружений Ташкента и его окрестностей. Крестообразная в плане, она включает в себя притвор, центральную часть и алтарь. Центральная часть двухъярусная, четырёхскатная кровля над ней завершалась круглым барабаном с главой и металлическим крестом. Алтарная часть и притвор церкви одноярусные, со скатной крышей. Иконостас одноярусный деревянный был сделан по чертежу гражданского инженера Киселёва в мастерской Ташкентской тюрьмы, но иконы были не особо хорошей живописи. Вскоре после окончания строительства храма, жители посёлка решили на общественные средства пристроить, с надлежащего разрешения, колокольню, которая могла бы служить и помещением для сторожа и кладовой. Колокольня была поставлена с западной стороны, в 7 м от церкви, и соединена с ней галереей шириной 4 м с двумя входными дверями с южной и северной стороны. 25 ноября 1903 г. в мастерских товарищества Ф. Блок был отлит колокол, заказанный для церкви села Троицкого. Колокол весил около ста пудов (полторы тонны). Это был всего второй случай отливки колокола в Средней Азии местными средствами.

Уже с первых лет существования село Троицкое во многом опередило ряд селений не только Ташкентского уезда, но и всей тогдашней Сырдарьинской области. На сегодняшний день, кроме церковного здания и молитвенного дома, в селе сохранилось здание церковно-приходской школы, где разместился детский сад, и некоторые старые жилые дома. Колокольня Троицкой церкви была снесена, осталась только нижняя часть, где располагались сторожка и кладовая. В 1980 г. к храму с северной стороны была пристроена прихожая, рисунок кладки которой соответствует общему фасаду. В 1984 г. в алтаре под слоями извести и краски была обнаружена настенная роспись, довольно хорошо сохранившаяся – это изображения четырёх святых: Василия Великого, Иоанна Златоуста и святых мучеников Косьмы и Дамиана. В том же году они были очищены и отреставрированы. В целом здание церкви, сохранившее свой прежний облик, является примером и памятником творческой деятельности одного из крупнейших архитекторов дореволюционного Туркестана – В.С. Гейнцельмана, успешно использовавшего в архитектуре края композиционные приёмы древнерусского зодчества.



22 февраля 1996 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по ходатайству Преосвященного Архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (ныне Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) было постановлено – преобразовать приход в г. Чирчике в мужской монастырь.



Сейчас в монастыре проживает 10 насельников. Действует библиотека, издаётся «Свято-Георгиевский листок», выпускается стенная газета «Лампада», имеется воскресная школа для взрослых и детей, проводятся ежемесячные вечера «Духовные встречи». В настоящее время это первый и пока единственный во всей Среднеазиатской епархии мужской монастырь.



Являясь ещё довольно молодым и находясь только на пути своего становления, он уже несёт людям всё то прекрасное, что на протяжении тысячелетия впитало в себя монашество на Руси.

Другие прогулки по Чирчику:
1. Немного о Чирчике
2. Рай здесь, рядом...
Tags: Узбекистан глазами обывателя, Чирчик
Subscribe
promo rifat september 4, 2009 13:58 4
Buy for 10 tokens
Спрашивайте в комментариях тут или в любой теме. Не люблю личек.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments